Тараз — город купцов

ГЛАВА Ill

В ДОЛИНАХ ТАЛАСА И ЧУ

Тараз — город купцов

На том месте, где сейчас раскинулись, кварталы современного города Тараза, важнонго и культурного центра страны, находится остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историка под именем Тараз. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу VI в. Именно в это время одна из крупных империй поры средневековья Византия пытается заключить договор с тюрками, государство которых простиралось от Тихого океана на востоке до Черного моря на западе. Император Юстиниан: II отправляет посольство во главе с Земархом, который был военачальником восточной части империи, в ставку тюркского кагана Дизабула Во время своей поездки Земарх, по описанию византийского историка Менандра, побывал в городе Таласе и где- то недалеко от него был принят в ставке тюркского кагана, повелителя огромной державы.

Впоследствии о Таразе (Таласе) писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, и это не удивительно, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути. Поэтому не случайно, что при описании Тараза авторы отмечают, в первую очередь, его торговое значение. Вот что, например, пишет китайский путешественник Сюань-Цзянь: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих страна».

То же самое, но спустя три с лишним столетия сообщает Ибн Хаукаль: «Тараз — место торговли мусульман с тюрками». A аль-Макдиси пишет так: «Тараз — большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселены, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».

Однако ни один издревних авторов не называет точного местоположения Тараза, и поэтому довольно долго его искали в разных местах. Тараз отождествляли то с развалинами городища Тоймакент на правом берегу Таласа, то с местечком Талас на p. Карабура, то с известным средневековым городищем Садыр-Курган. B.B. Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте Аулие-Ата, так до сере- дины XIX в. назывался Тараз, При этом он ссылался на аль-Макдиси, который при описании Тараза указывал на большую реку, протекающую через город. Такой рекой мог быть только полноводный Талас.

Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов M.E. Масона, A.H. Бернштама и Г.И. Пацевича. Их раскопки городище, расположенном в центре современного Тараза, дали настолько яркие и богатые находки, что сомневаться в поместье этого городища и древнего Тараза уже не приходится.

Центром Тараза, его самой старой частью являлась цитадель, по-персидски «арк» или «кухендиз». В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция владетельной особы. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном. Здесь находились жилища знати, богатых купцов, ремесленников, зле были торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгов- ремесленные предместья — рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.

Древний Тараз в то же время был центром большого оазиса. Кроме Тараза сюда входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. К настоящему времени от них остались лишь оплывшие развалины — холмы. В жаркое летнее время трава на них выгорает и, если подняться куда-нибудь на возвышенность, тo отчетливо видны желтые вкрапления развалин в зелень массивов полей.

Любопытным памятником является замок Чольтобе. находившийся в болотистой низине речки Карасу. В основании его обнаружен толстый слой камыша, служивший своеобразной платформой для возведения замка на топком болоте.

Замок Чольтобе служит как бы своеобразной иллюстрацией к рассказу некоего Али ибн-Зейна. Он писал: «… самый укрепленный город на поверхности земли таков: один царь из царей тюрок пришел в место солончаковое и покрытое обширной и горькой водой в одном из краев его государства. Он отвел оттуда воду, потом вырыл фундамент шириной в сорок локтей. Потом приказал со дна ямы вывести две стены из жженого кирпича и извести, толщина каждой стены 10 локтей и между ними пространство шириной 10 локтей. Когда он довел стену до поверхности земли, тo наполнил пространство, которое между ними, песком… Потом он построил в городе для себя и своих подданных жилище и замки и выкопал вокруг него (города) ров. Потом он пустил туда воду, и через год это место не замедлило снова стать большим болотом, одним из величайших болот. Он поместил туда (там) свою семью и ценное из своих имуществ, и он (город) стал укрепленнейшим из городов, построенных на вершинах гор и на ровной земле».

Археологи хорошо знают, что там, где возвышается бугор, некогда кипела жизнь. Вот, например, один из таких холмов. Он находится вблизи станции Талас, неподалеку от Тараза. Это остатки известного средневекового города Нижнего Барсхана, занимавшего ключевое положение на Великом Шелковом пути. С севера, ближе всего к Таразу, располагался город Дех Нуджикет. О нем Макдиси в Хв. писал: «Дех Нуджикет — маленький город, в нем рынок три месяца весной, мясо без костей (продается) по четыре мана за диргем. В нем много построек, он укреплен и имеет цитадель».

Рядом с Дех Нуджикетом находился небольшой городок Адахкет. К западу от Тараза был город Джувикат Можно перечислить и другие города, но и без того ясно: Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района.

Границы его, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов. Оазис защищали крепости с постоянными военными гарнизонами. Обойти их было невозможно, a взять приступом такую сильно укрепленную крепость было нелегко, тем более что исключалась внезапность нападения, обычно обеспечивающая половину успеха. Пока запертые в стенах гарнизоны мужественно отбивались от врага, крупные военные отряды Тараза уже нацеливали свой удар и заставляли непрошенных пришельцев спешно убираться восвояси. По крайней мере, как сообщает источник, когда в конце IX в. основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошел войной на Тараз, то перенес много трудностей, и лишь после долгого и упорного сопротивления эмир Тараза вынужден был сдаться и с многочисленными дехкнами принял ислам.

Присоединение Тараза к Средней Азии и усиление торгово- экономических связей с крупнейшими центрами — Бухарой и Самаркандом, — несомненно, сыграли и свою положительную роль.

Для этого времени характерно широкое pacпространение поливной керамики. Полива белая, зеленая, желтая. Помимо резного подглазурного, так называемого гравированного орнамента, теперь появляется подглазурная роспись разноцветными красками: темно-коричневой, красной и черной по белому фону. Сюжет орнамента растительный, приобретающий все более и более геометрические формы. Существенное значение в украшении занимают собой стилизованные надписи, представляющие собой изречения религиозного характера.

К этому же периоду относится одна из интереснейших находок -керамический светильник, сделанный в виде юрты. Это фактически уменьшенная во много раз модель настоящей юрты кочевника. Она имеет все необходимые атрибуты войлочной юрты: пологи, имитирующие деревянный остов – кереге, стягивающие кошму веревки и даже отверстие в крыше — тундык, служившее дымоходом. Находка модели юрты в городе, центре ремесла, торговли и земледелия, позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о проживании в Таразе населения, для которого кочевой быт, составлявший еще недавно основу жизни, стал лишь воспоминанием, отразившимся в прикладном искусстве.

В XI-XII вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских владетелей. A значение и мощь города выразились в том, что в начале XI в. таразскому владетелю Туганхану подчинялись правители Самарканда и Кашгара. Естественно, что эта политическая сила была следствием экономического могущества города.

Слои городища этого времени при археологических раскопках дали множество находок, ярко характеризующих культурно-экономический подъем Тараза.

Возьмем, например, поливную керамику. Прежде всего бросается в глаза разнообразие красок самой поливы. Характерно появление новых орнаментов. Это четырех лепестковая розетка, всевозможные виньетки, сложное сплетение стилизованных растительных мотивов.

Часто глиняная чаша или поднос делались как бы в подражание металлическим образцам. Для этого поверхность их покрывалась желтой глазурью с серой росписью, причем пространство между растительным плетением заполнялось точками. Подобное оформление поверхности было характерно для медных изделий, украшенных узорами.

Интересно и то, что теперь поливой покрывается не только богатые столовые покрываются сервизы, но и простая посуда.

В восточной части Tараза археологи открыли участок водопровода длиной около 15 м. Глиняные трубы размером 0,7 м и диаметром 0,25 м соединились глиняными муфтами. Лежали они на своеобразной глиняной «подушке». Водопровод был «подключен» к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавала во все концы города. Несомненно, постройка водопровода требовала определенных технических знаний, она характеризует сравнительно высокую степень инженерной мысли.

К этому же времени относится еще один раскопанный объект — баня (в плане представляющая собой прямоугольник размером 13,6×12,4 м).

Хорошо известно, какой популярностью пользовались бани на востоке, поэтому внимание строителей к их оформлению не должно нас удивлять. И тем не менее, пышная отделка таразской бани невольно поражает, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сидения, ванн, ниш.

Пол ее вымощен плитками обожженного кирпича. Вход в баню сделан в северной стене. Он вел в небольшую комнатку с полками для сидения. Стены украшены богатой фресковой росписью. Эта комната соединялась с помещениями, которых находились ванны. В стенах помещении с ваннами были устроены ниши, также заполненные фресковой росписью.

Она наносилась на поверхность штукатурки, слегка лощенной и сравнительно устойчивой к воздействию воды.

Орнамент  росписи по стенам геометрический и состоит из восьмиугольных желтых звезд, окантованных черной  линией и связанных между собою красными крестами.

Другими элементами росписи являются восьмигранники из комбинаций четырехугольников серого цвета, окаймленных красными и желтыми шестигранниками. В многочисленных фрагментах штукатурки, упавшей с потолка, обнаружены росписи и краски несколько иного характера. Здесь можно наблюдать растительные сюжеты в виде вытянутых листьев и стеблей. Преобладают голубые, синие и оранжевые тона красок.

В завале строительного мусора найдены следы лепных украшений в виде резных терракотовых цветов, видимо, тюльпанов опущенных лепестками книзу.

Помещения бани были перекрыты куполами, и все здание было, таким образом, многокупольным.

Отапливалась баня нагретым воздухом, циркулирующим в каналах, проложенных под полом и полками.

Возле одной из ванн археологи нашли стопку монет (диргемов) из серебра начала XI в. Видимо, какой-то рассеянный горожанин забыл свои деньги и этим оказал неоценимую помощь археологам. Монеты позволили точно датировать постройку и существование бани — XI веком.

При Караханидах в Таразе и его округе был copyжен целый ряд замечательных мавзолеев, из которых в сравнительно первозданном виде до нас дошли два: мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи-Хатун на территории села Головачевка. Хотя они очень сильно разрушены временем, все же мы можем любоваться бессмертными творениями древних зодчих, не затронутыми ремесленными перестройками позднейшего времени, как это случилось с мавзолеем Кара-хана. В начале XX в. он был перестроен в стандартный мазар.

В XII и в начале XIIIв. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это смутное время были разграблены и разрушены. По сообщению Якута, хорезмшах Мухаммад, будучи  не в силах защитить окраины своих владений, «разрушил своими руками пограничные крепости и отдал их на разграбление своим войскам. Жители выселились оттуда и покинули их с сожалением. И остались эти сады опустевшим на своих опорах, заставляя плакать глаза и скорбеть сердце, Он остался с paзpyшенными замками и пустыми жилищами и дворами. Заблудился проводник этих каналов, и они стали течь, блуждая стороны без воли».

Разгром довершили кочевники каракитаи, a затем монголы. «Они погубили всех тex, кто оставался там, включив в их число тех, которых они погубили помимо их. И не осталось от тех прекрасных садов и высоких замков ничего, кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов». Какой яркий пример бессмысленности войн скрывается за этими сухими строчками древней хроники.

После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась.

Город известен позднее под именем Янги. Однако ученые до сих пор не могут с уверенностью сказать, относилось ли это название к древнему Таразу, или имелся в виду какой-то новый город, отстроенный неподалеку. На городище самого Тараза отмечаются лишь отдельные участки, где продолжало ютиться население и в XV XVIII вв. Однако традиции оседлости не прерывались, земледелие здесь развивалось. Вдоль берегов Таласа по-прежнему стояли поселения хлеборобов и ремесленников, жизнь продолжалась…

В  XIX в. на развалинах Тараза возник Аулие-Ата, который стал одним из цветущих, красивейших городов нашей республики – Джамбулом, а затем в 1998 г. городу было возвращено его древнее имя – Тараз.

В 2002 году Казахстан отметил юбилей Тараза, которому исполнилось 2000 лет. Именно на рубеже эр, в конце I в. до н.э. и начале I в. до н.э. Тараз сформировался как город – центр политической и экономической жизни обширного региона, и с этого времени он стал быстро развиваться. Юбилей Тараза – это веха на пути развития суверенного Казахстана, имеющего богатую историю, наполненную героическими событиями, подвигами полководцев и воинов, деяниями ученых, творениями поэтов и художников.

Тараз – это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка.

Имя города неоднократно  звучало в стихах выдающихся поэтов Востока – Рудаки и Хафиза.

Проведение юбилея Тараза – это яркое проявление уважения к своей Истории.

Города Таласской долины

Положение Тараза на трассе Великого шелкового пути в удобно стратегическом месте делало его главным городом Таласской долины —  огромного сельскохозяйственного района, примыкавшего к караванной дороге. Шелковый путь из Испиджаба на Тараз проходил через такие города, как Шараб, Будухкет, Тамтадж, Абарджадж и Джувикат.

Исследования в Таласской долине проливают свет на существование здесь на протяжении VII- XII вв. города Джувиката. Он отстоял от Тараза на два фарсаха(14 + 16 км) к западу. Местоположение Джувиката установлено точно: сейчас это городище Бектобе, находящееся в 17 км восточнее городища древнего Тараза, что соответствуют двум фарсахам между го- родами, указанными источниками.

Бектобе находится на южных склонах хребта Улькен Бурулдай. Центральная часть городища представляет собой прямоугольный (100х120 м) в плане бугор высотой 5 — 7 м, по краю которого прослеживается стена с башнями по углам и периметру. В северо-западном углу находилась цитадель в виде овальнoro бугра (размеры его по основанию 3ох20 м) с площадкой наверху (20х15 м). К центральным развалинам примыкает территория огражденная длинной стеной. Здесь была сельскохозяйственная округа. Отнесение городища Бектобе к VII XII вв. соответствует времени жизни города Джувиката и подтверждает их тождество. Одним из крупных городов долины был Атлах. Мухаммед ибн Ахмед аль-Макдиси характеризовал его так: «Атлах – большой город, приближается по площади к главному городу, вокруг него стена. Большая часть его – сады, а в рустаке преобладают виноградники. Соборная мечеть в Медине, а рынки в Рабаде».

Атлах идентифицирован с городищем Джувантобе, расположенным в 15 км южнее городища Тараз. Такое расстояние подтверждается сообщением Махмуда Кашгарского, отмечавшего: «Атлах – название города поблизости Тараза».

Город Атлах приобрел широкую известность в истории как место, вблизи которого произошла Таласская битва между китайскими войсками и объединенными силами арабов и карлуков. Последние разгромили китайскую армию, ее пленные были отправлены в Самарканд, где занялись различными ремеслами: изготовлением бумаги, различного оружия и инструментов.

Материалы археологических исследований последних лет подтвердили тождество Атлах – Джувантобе. Установлено также, что Джувантобе – это крупнейшее городище Таласской долины (датируется VII-XIIвв.)

Город Джикиль – (Чигиль упомянут в списке городов оседлоземледельческого района и охарактеризован как «маленький» город на расстоянии человеческого голоса от Тараза: «вокруг него стена, и он имеет цитадель. Соборная мечеть — на рынке». Город существовал также в XIв. и упомянут у Махмуда Кашгарского.

Джикилю, скорее всего соответствует городище Жалпактобе, находящиеся в 5 км от городища Тараз.

Theme BCF By aThemeArt - Proudly powered by WordPress .
BACK TO TOP