История гибели города Отрар
Идея написания предлагаемой вниманию статьи появилась после путешествия в г. Туркестан коллектива преподавателей и студентов КазАСТ в мае 2017 г. Путешествие на автобусах было организовано деканатом факультета туризма КазАСТ при поддержке руководства нашей Академии, за что, я думаю, все участники экспедиции остаются крайне благодарны ее организаторам. Маршрут пролегал и через «городище Отрар», остатки крепостных валов которого и по сей день вызывают восхищение.
Ст.преподаватель кафедры туризма и сервиса ,к.х.н. Арстанов Б.А.
Первоисточником , откуда взяты выдержки этого интереснейшего исторического материала послужили « Летописи Ибн-Аль-Асира», дата написания которых относится к 1230-1231 г.г. по григорианскому стилю. Заслуга первых переводов названной летописи принадлежит Торнбергу и была опубликована на латыни в 1851 -1873 г.г. Кроме указаний на Торнберга в «Истории Казахстана в арабских источниках (том 1 стр.25-67, Издательство Дайк-пресс, Алматы , 2005 г.) есть ссылка на французский источник, датированный 1849 г. в переводе с арабского Д Оссоном и Дефреми и названная ими «HISTOIR DES MONGOLS».
Предлагаемый материал может разочаровать истинных знатоков истории, и в особенности истории Казахстана, но в большей части он предназначен студентам и учащимся, которые хотят знать несколько больше того, что можно почерпнуть из обязательных учебных материалов. В особенности, по нашему мнению, этот очерк будет интересен тем, кто желает найти ответ на вопрос – почему на территории современного Казахстана не осталось ни одного древнего города (кроме Туркестана, строительство которого началось в более поздний период) , который можно было бы сравнить , например, с Бухарой или Самаркандом. Сегодня мы можем лишь лицезреть ушедшие под вековые наслоения фундаменты и остатки городских сырцовых стен. Кто разрушил эти некогда цветущие и многолюдные города время или враги? Если враги, то почему столь жестоко, до основания, чтобы никогда уже не возродилась жизнь в этих пределах и навеки осталась память о беспощадных победителях?
И почему мы до сих пор с пиететом говорим слова –древние восточные названия Мавераннахр, Хорезм?
Вот как это было согласно летописи Изз-ад-дин Абу-л-Хасан ал-Джазари (Ибн ал-Асир):
«… — в том году 617(1221) в страны ислама явились Татары, большое тюркское племя, места обитания которого – горы Тамгаджские, около Китая, между ними и странами мусульманскими шесть месяцев пути.
Причина их появления была такая: царь их по прозванию Чингиз-Хан, известный под именем Тимучин, покинув свои земли, двинулся в страны Туркестана и отправил партию купцов и Тюрок с большим запасом серебра, бобров и других вещей в города Мавараннахра: Самарканд и Бухару (поручив им) купить ему материи на одежду. Пришли они в один из тюркских городов, прозываемый Отраром и составлявший крайние владения Хорезмшаха, у которого там был наместник. Когда к нему прибыл этот татарский отряд, то он (наместник) послал к Хорезмшаху уведомить его о их прибытии и сообщить ему об имуществе, которое было при них. Хорезмшах прислал ему приказание убить их, отобрать имущество находящееся при них , и прислать его к нему. Он (наместник) убил их и отослал что при них было, а вещей было много. Когда посланное прибыло к Хорезмшаху, то он разделил его между купцами Бухары и Самарканда и взял с них стоимость его (розданного товара). С тех пор как он (Хорезмшах) отнял Мавараннахр у Хатайцев (туда).
Хатайцы – потомки каракиданей (кара-китайцев) проникли в Среднюю Азию в середине 12 века.
был загражден путь из стран Туркестана и из тех земель, которые лежат за ним. В старину, когда эти страны принадлежали хатайцам, туда уже успела проникнуть часть Татар, а когда Хорезмшах отнял у Хатайцев Мавараннахр и умертвил их, то эти Татары завладели Туркестаном, Кашгаром, Баласагуном и другими и стали ходить войной на Хорезмшаха. Вот почему он запретил привозить от них одежды и прочее. Кроме этого повода ко вторжению их в страны мусульманские приводятся еще и другие, о которых не говорится в книгах. Но как бы то ни было: о том, чего я не привожу предполагай хорошего и не требуй сведений. Наместник Хорезмшаха убив сторонников Чингизхана, отправил к Чингизхану лазутчиков, высмотреть кто он такой, сколько при нем стражи и что он намерен делать. Пошли лазутчики, пробираясь по пустыням и горам, которые были на их пути, пока наконец дошли до него. После долгого времени они вернулись и известили его (Хорезмшаха) о великой численности их да о том, что они не поддаются счету, что в бою они терпеливейшие из созданий Аллаха, не знающие бегства, и что они своими руками делают необходимое для себя оружие.
Раскаялся Хорезмшах в избиении их сторонников и отобрании их имущества и появилась у него крепкая дума.»
Далее Хорезмшах стал держать совет где и при каких обстоятельствах следует встретить монголов.
Далее предлагаем дословный перевод (начиная со стр. 216)из первого тома «Истории монголов. От Чингизхана до Тимур –бея или Тамерлана» достославного барона Мураджа Доссона Константина, родившегося , кстати, 26 сентября 1779 года в Константинополе. Итак:
Чингизхан покинул берега Иртыша осенью 1219 года, чтобы атаковать страны таджиков, таким именем Монголы и Тюрки-язычники называли магометан.(1) Он пришел , не встречая сопротивления до берегов Сейхуна близ Отрара и расположил войска для завоевания Трансоксианы. Эта страна, которую магометане называют Мавверанахр или Трансфлювиана (междуречье)за счет расположения между Оксом и Сейхуном и на западе ограничивается пустыней, отделяющей страну от Хорезма. В прежние времена эти земли были населены тюрками, которые в начале ХIII века подпали под владения халифов и приняли мусульманскую веру. Множество персов и арабов проживали в этих городах, которые в пору нападения монголов находились в процветающем виде. Тюрки кочевники выпасали свои стада от Мавверанахра на песчаных равнинах , простирающихся до Каспия.
Чингизхан разделил свою армию на четыре части: одну он оставил перед Отраром под командованием своих сыновей Чагатая и Оготая.
Вторую , под командованием своего старшего сына Джучи он отправил вправо в сторону Дженда. Третью часть армии он направил влево на Бенакет (от автора – ныне городище Бенакет находится в 80 км. От Ташкента).
И когда оба подразделения снялись со своих стоянок на берегах Сейхуна Чингизхан пошел с центром своей армии на Бухару для того чтобы отсечь Хорезмшаха от Трансоксианы и помешать ему помочь осажденным городам.
Отрар был подготовлен. В спешке подверглись ремонту фортификационные укрепления и цитадель, были заготовлены продукты пропитания.
Гаир-хан (сноска – Хорезм давал титул хана своим генералам) там командовал многочисленным гарнизоном, который был усилен десятитысячным гарнизоном под командованием Караджа-хана.
После пяти месяцев осады, военные и буржуа Отрара пришли в уныние и этот генерал высказал мнение, что нужно сдаться, но губернатор (имеется в виду Гаир-хан , авт.) не мог и надеяться на милость, ведь это он приказал убить торговцев, пришедших в Отрар из Тартарии и он объявил, что будет верен своему суверену (Хорезму, авт) до самой смерти.
Караджа-хан , видя что Гаир-хан непреклонен в своем решении, под покровом ночи покинул город вместе с элитой своего отряда. Эта попытка оказалась несчастливой – он попал в руки монголов. Караджа хотел выкупить свою жизнь, предложив служить Чингизхану, но князья (монгольские, авт) ответили, что если он изменил своему повелителю, то и они не могут на него полагаться , и после допроса о месте , которое он покинул, Караджа был казнен вместе со всем своим отрядом.
Отрар был взят. Монголы выгнали все население на равнину, чтобы свободно разграбить город. Губернатор, который вместе с остатками своих отрядов заперся в цитадели, сопротивлялся в течение месяца.
Он потерял почти всех своих людей, монголы ворвались в цитадель , но он продолжал сражаться с упорством обреченного. Теснимый со всех сторон он выбрался на крышу с двумя воинами, смерть которых он вскоре увидел. Несмотря на стрелы, он бросал кирпичи, которые женщины ему подавали с высоты стен, но он не мог долго удерживать монголов, которые имели приказ схватить его живьем. Задавленный численным превосходством, после жестокого избиения он был схвачен и скручен. После этого он был препровожден в лагерь монгольского повелителя, который в это время стоял лагерем под Самаркандом.
Этот князь (Чингизхан, авт) после того, как ему его привели, повелел залить его глаза и уши расплавленным серебром , чтобы отомстить за несчастных торговцев, которые пали смертью из-за его алчности.
Цитадель Отрара была стерта с лица земли (дословно, авт.) и монголы направили избежавшее бойни оставшееся население в сторону Бухары.
- …так в те времена сирийцы называли арабов вообще, говоря tajoje или во множественном числе tajojo, и, в особенности, представителей племени taji , наиболее значимых арабов-кочевников, обитавших в песчаных равнинах Сирии.
Халдеи называли их Tijia, древние персы- Tazi, армяне звали Dadzik.
Поскольку Персия и Трансоксиана (Оксом в ту эпоху называли нынешнюю Амударью) была завоевана арабами –магометанами, то тюркское население земель на восток от Сейхуна (так в ту пору называли Сырдарью) стали называть захваченные территории страной Таджиков, т.е. Арабов.