Радуга над собором

Знамение

Это здание по праву считается шедевром деревянного зодчества. Представить Алматы без Вознесенского собора так же невозможно, как Москву без собора Василия Блаженного. Это знаковые постройки, не случайно их история полна таинственных, порой пророческих событий.

Скажем, когда впервые за 65 лет, весной 1994 года, было получено разрешение на проведение церковной службы в Алматинском кафедральном соборе во время богослужения над зданием засияла… радуга!  Причем в этот день дождя не было, стояла ясная погода, на небе лишь кое-где белели облачка, и вдруг — неяркая, слегка изогнутая полоска радуги, протянулась прямо над главным куполом. По свидетельству очевидцев, она была видна в течение нескольких минут в очень необычном ракурсе — практически против света! Сотни людей, собравшиеся тогда на площади перед собором, замерли в изумлении, пораженные величием и грандиозностью происходящего.

Возвращение к вере

Кафедральный собор в Верном строился быстро — с осени 1904-го по весну 1905 года. Первоначально он назывался Туркестанским, затем в 1907 году был освящен как Туркестанский Софийский кафедральный собор. Но так как в городе уже было два Софийских храма, собор получил название Свято-Вознесенского.

Много пришлось ему пережить за свою долгую жизнь. Собор устоял после страшного верненского землетрясения 22 декабря 1910 года. Тогда лишь немного сдвинулся крест на колокольне, упали иконы да разбились стекла. Но среди катастрофических трещин в земле глубиной до двух метров, разрезавших улицы, собор по – прежнему возвышался над покалеченным, испуганным городом.

А вот в горниле революции устоять ему не удалось. Из святого места он стал «Очагом мракобесия» и был превращен в культурное учреждение. В нем  на долгие годы разместился музей истории Казахстана. Позже, уже в 80-е годы, когда для музея было построено новое здание, что на против президентской резиденции, храм стал концертно-выставочным залом.

Так бы храм и прозябал еще многие годы, постепенно разрушаясь под гнетом времени, и, может, в итоге его снесли или приватизировали, не вмешайся в это горожане. За возвращение собора верующим подписались свыше 70 тысяч алматинцев, в том числе известные деятели искусства и науки но от сбора подписей в 1991 году до президентского указа о возвращение храма прошло еще четыре года. В мае 1994 года город город огласил звон новых вознесенских колоколов.

Удивительный архитектор

Одним из создателей Свято-Вознесенского кафедрального собора был Андрей Зенков.

«…Представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно, — писал Юрий Домбровский в своем романе «Хранитель древностей». — При всей его любви к архитектурным побрякушкам, резному дереву и гофрированному железу было у него какое-то честное и четкое единство детали, что-то такое, что роднило его здание с рождественской елкой, разукрашенной снизу доверху… И есть , есть в его зданиях что-то удивительно нарядное, по – настоящему ликующее и веселое. Он хотел радовать и удивлять людей, и, конечно, ему это удавалось».

К сожалению, сейчас имя Андрея Зенкова, этого удивительного человека, знают, пожалуй лишь старожилы. Да и от самих домов, которые были построены Зенковым и по праву служили украшением города, мало что осталось. Это лишь здание бывшего офицерского собрания, что рядом с нынешним Домом офицеров, в нем сейчас расположен музей национальных инструментов; «Кзыл-Тан» на Жибек-жолы, здания бывших мужской и женской гимназий в районе парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев, здание медицинское училище, на Кабанбай-батыра (бывшая Калинина) и весь в завитушках и башенках бывший дом купца Головизина, который стоит на пересечении улиц Фурманова и Курмангазы. Несколько лет назад было уничтожено еще одно уникальное здание, построенное по проекту Зенкова, — бывший дом генерал-губернатора Верного в нижней части проспекта Достык, нем  располагался военный госпиталь.

Но вершиной архитектурного мастерства Андрея Зенкова, конечно же, стал кафедральный собор.

Отец и сын

Кстати, мало кто знает, что в истории Верного оставили свой след два представителя рода Зенковых — отец и сын.

Павел Матвеевич Зенков (1830-1980), отец Андрея Зенькова, вольный архитектор и мэр Верного с 1877 по 1888 год. Совместно с инженером Криштановским был  разработчиком первого генерального плана развития города.

Предки Зенковых, по данным краеведов Н.П.Ивлева и В.Н.Проскурина, были крепостными княгини Варвары Петровны Бутеро-Радали (в девичестве баронесса Строганова). Семья Зенковых приехала в укрепление Верное в апреле 1867 года, проделав длинный путь из Тобольской губернии. Тогда город лишь нарождался, и так случилось, что новоселы стали и первыми его строителями.

В разроботке и осуществлении первого ген плана Верного принял участие и Павел Зенков в качестве «вольного архитектора». Новый город планировали строить в расчете на 15 тысяч жителей.

Но первый этап строительства дореволюционной Алма-Аты завершился трагически — землетрясение 1887 года не только разрушило город, но и практически остановило карьеру Павла Зенкова. В октябре 1888 года Зенков-старший приобрел дом у купца Лутманова (старый его дом был разрушен землетрясением) и, уединившись там, постепенно отстранился от дел. Своим преемником в строительном деле он считал сына Андрея.

Андрей Павлович Зенков родился 19 ноября 1863 года в Тобольске. В Верном он закончил трехклассное городское училище, затем кадетский корпус в Омске. Учился успешно (был награжден похвальным листом), за что и получил предложение продолжить образование в Санкт-Петербурге в Николаевском инженерном училище. В 1884 году в чине подпоручика его направили в Верный в 8-й Западно-Сибирский линейный батальон.

Его эпоха как строителя Верного началась после землетрясения 1887 года, когда были разрушены практически все кирпичные, немногочисленные административные здания и большая часть жилых домов. Именно тогда сын и сменил отца.

Зенков-младший стал активно пропагандировать и внедрять в практику строительство деревянное зодчество. Он считал дерево наиболее приемлемым материалом в сейсмоопасном регионе. Причем Андрей Зенков показал, что из него можно создавать удивительные по красоте здания, причудливо украшенные деревянным кружевом.

Великолепным образцом деревянного зодчества, безусловно, стал Вознесенский кафедральный собор. До сих пор ведутся споры по поводу того, является ли Зенков автором проекта. По мнению Ольги Ходаковской, большого знатока этого вопроса, «в окончательном проекте приняли наиболее деятельное участие архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский. Общий надзор за строительством вел областной инженер А. Зенков. Он же вносил необходимые изменения в инженерную и архитектурную часть проекта в связи с выездом Борисоглебского из Семиречья».

В то же время один из потомков Зенковых — Виталий Бакуревич утверждает, что сделанные им  документальные находки в Государственном республиканском архиве, позволяют утвеждать, что автором проекта является именно Андрей Зенков.

Вместе с тем представляется что сводить все к одной личности было бы даже не логично. Безусловно, это творческий труд коллектива талантлевых людей, помноженный на твердую веру людей из города веры.

Theme BCF By aThemeArt - Proudly powered by WordPress .
BACK TO TOP