Роща для плача, сад для любви
То, что вам рассказали, верно только в самой малой части. Действительно, в конце XIX века возле базара «Тастакский» ( так его раньше называли) была небольшая роща, прозванная в народе » Роща плача». Дело в том, что там находился сборный пункт для призывников в рекруты. Разумеется, вместе с новобранцами приходили их родственники с невестами, которые имели обыкновение громко рыдать на проводах. Интересно, что рощу, которая находилась в очень удобном для торговли месте- рядом с базаром, никто долгое время не застраивал. Наоборот, провожая парня на военную службу, девушки считали своим долгом посадить маленький саженец в знак верности своему любимому. Может быть, поэтому роща быстро и хаотично разрасталась. Облагородить ее решил в середине 70-х годов XIX века неутомимый лесовод Эдуард Баум. Он хотел привезти в порядок все существующие деревья, высадить ряд новых пород, поставить скамейки и фонари. Неизвестно, почему его идея не воплотилась в жизнь. Рощу потихоньку вырубили, а в советское время на ее месте построили небольшой стадион и кинотеатр » Спутник».
Вообще, мы должны быть навеки благодарны Эдуарду Бауму — именно его деятельности на посту главного садовника Верненского казенного сада город обязан не только зеленым благоустройством, но и развитием сейсмо- и метеослужбы, появлению первого зоосада, сельскохозяйственных училищ и обществ. И если с «Рощей плача» по каким-то причинам дело не вышло, то с другими проектами Баума получилось как раз наоборот. Вообще, надо сказать, что озеленение Верного началось весной 1854 года, сразу с начала строительства южной столицы. Первые сады и огороды взрастили здесь первопоселенцы южных губерний России и Западной Сибири. С целью правильного «зеленого строительства» были заложены питомники, откуда жители получили на первых порах бесплатные саженцы и рекомендации ученых лесоводов, как правильно вести домашнее хозяйство, огородничество, садоводство, цветоводство. Так были устроены Казеный огород при военном госпитале, Казеный сад ( ныне Центральный парк культуры и отдыха) и Казеная роща, ныне носящая как раз имя Э. О. Баума.
Бурный рост всякого рода зелени заметили даже в столице империи — Петербурге.Так придворный профессор ботаники Альфред Регель, посетив Верный, написал в 1978 году: «Город Верный устроен правильно, с европейскими домами, перед которыми во многих местах насажены персики и яблони. В центре города, против дома военного губернатора, расположен правильно разбитый церковный сад с насаждениями черных и серебристых тополей, боярышника и других деревьев. На юго-восточной окраине устроен Казеный сад, который занимает в настоящее время 40 десятин и находится в ведении ученых-садоводов Фетисова и Баума. Ими же заложена большая роща для увеселений.
» Роща для увеселений» — это, конечно, роща Баума, которую еще при моей памяти в 70-е годы прошлого столетия упорно называли «рощей Баумана», хотя большевик Николай Бауман никакого отношения к лесоводству не имел, а больше увлекался стрельбой из револьвера.
Между прочим, до революции роща Баума звалась Альферовской. Было у нее и другое название: сады Пермитина и Моисеева. И, как утверждают некоторые исследователи Семиречья, роща существовала задолго до явления в нашем крае самого Баума. Есть сведения, что она была создана для нужд строительства города. Мол, карагачи и тополя взрастают на благодатной земле Семиречья быстро, да так, что деревья идут и на озеленение, и на строительный лес. Иные утверждают, что роща существовала и ранее. Здесь скрывались якобы разбойники, беглые каторжники и государственные преступники.
Много для рощи сделал и первый губернатор края Константин фон Кауфман. В 1868 году он принес в дар городу лиственные породы саженцев и самолично заложил Сиреневую аллею. Баум же только привел рощу в «приличиствующий» вид, а о том, что представляла роща до того, как в ней началась селекционная работа Э. О. Баума рассказывает любопытный документ, найденный нашим историком Владимиром Проскуриным. Это прошение есаула Бонифатия Карпова о безвозмездном приведении в порядок Казеной рощи. Есаул отмечает «Наша городская роща не только составляет украшен и города и его пользу, но и безобразнейшее пятно города Верного. Человеку, приезжающему сюда из благоустроенного города, нельзя пройти мимо этой рощи без особенной боли под ложечкой — так она безобразна, уродлива и дика от абсолютного заброса и непонимания. Не угодно ли будет городской управе позвонлить мне привезти эту рощу в должный порядок, сделать прямые и стройные деревья с густой тенью в палящем зное лета. В наш просвещенный век обществу стыдно, когда на пустопорожнем месте не растет лес или не посеян хлеб… за труды ничего не возьму, ни копейки: исключительно желаю быть полезным в этом отношении городу как умелый садовик и лесничий, как артист, как художник в этом деле» Здесь нужно отметить, что податель прощения Бонифатий Архипович Карпов исполнял должность чертежника и делопроизводителя у Павла Зенкова, занимался воспитанием и образованием его детей. Карпов оставил о себе память и как писатель-натуралист, чьи охотницьи рассказы появлялись на страницах газет и журналов. Его приключенческая книга «Мантык — истребитель тигров» переиздавалась в Алма-Ате и Москве в советское время. Разносторонняя полезная деятельность Б.А.Карпова отражена в его литературоном псевдониме — Верненский Гражданин.
Что же касается других городских парков и скверов, то самыми любымими и остаются два-нынешние Центральный парк культуры и отдыха ( бывший казеный сад) и Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев ( бывший Церковный сад). Казенный сад был заложен ученым-садоводом Г. Криштопенко, садовод с огромным стажем, работавший до этого в Крыму, высадил в саду первые лиственные и хвойные деревья, чтобы проверить, как приживутся они в местных условиях. После того как деревца успешно прожились, Криштопенко пришел к выводу, что в Казеном саду, как и на территории всего укрепления, могут и должны расти не только среднеазиатские растения, но и виды, характерные для Центральной России. И в 1868 году в Верный были доставлены семена из Ташкента, Никитского ботанического сада, Пензенского училища садоводства. Характерно, что посадочный материал раздавался верненцам совершенно бесплатно. В 1874 году сад превратился в парк — место народных гуляний и воскресного отдыха с развлечениями. Верненцы прозвали парк » Садом для любви» Сюда на летний отдых слеталась вся военная элита Семиречья. А в революционный период здесь проходили митинги, демонстрации и политические собрания. Парк стал свидетел того, как в 1919 году в одном из проводимых ежегодных айтысов соревновался в песенном мастерстве акын Жамбыл Жабаев. А в 1935 году парк культуры и отдыха был именован в честь Максима Горького, и на главной аллее установили памятник пролетарскому писателю, возле которого на линейку строилисьб пионеры и октябрята. а спустя еще 30 лет ЦПКиО станет » Лучшим парком страны»
Церковный сад ведет свое начало от первого верненского кладбища. Под руководством архитектора Зенкова городской сад обустроили, и в 1899 году, в честь столетия поэта, назвали Пушкинским садом. в 1919-м его переименовали в Парк павших борцов за свободу. В 1927-м парк получил новое непонятное имя- Парк Федерация, а с 1942 года он носит нынешнее название — 28 гвардейцев — панфиловцев.
Ссылка на источник: WWW. AIF.KZ «Аргументы и факты Казахстан» № 3, 2008 г.