Улицы Верного

 

Улицы Верного, как и все параметры города, — отражение военно-плановой застройки. Своей прямолинейностью и ориентированию по сторонам света город обязан первым строителям еще Большой станицы – Л. Александровскому и Ц. Гумницкому.

Параметры «Нового города», ширина улиц в 16 сажен (32 метра), направление их с севера на юг разработаны в 1867-1870 гг. Комитетом по строительству Верного, где главную роль сыграл инженер Н. Криштановский. Озеленением город обязан Г. Колпаковскому и Э. Бауму, заложившим традиции благоустройства города, существующие до сих пор.

В первую очередь, это прямоугольные кварталы, большая ширина улиц с обсаживанием с двух сторон рядами деревьев (в первые года и вплоть до ХХ века чаще всего садились быстрорастущие пирамидальные (итальянские) тополя, имеющие вид вертикальных и высоких свечей), с устройством тротуаров, арыков (особенно на улицах меридионального направления), мостиков через арыки и сплошного их перекрытия на проезжей части.

В 1879 году в городе числилось 43 улицы. Им присвоили названия, а домам – номера. Названия отражали классовое сословие, занятие жителей, национальный состав. Во всяком случае, они были лишены какого-либо политического смысла и не несли идейных нагрузок. Чаще они были привязаны к географическим объектам – селениям, трактам, горам, рекам: Талгарская, Кастекская, Кульджинская, Ташкентская, Кашгарская и т.д. Во-вторых, они отражали военный характер города: Командирская, Казарменная, Штабная, Солдатская. Лишь в предреволюционные годы несколько улиц получили имена известных людей: Пушкина, проспект Колпаковского, Гоголевская.

Улицы в сухую погоду были очень пыльны, в слякоть грязны и с трудом проезжи. Дума не раз издавала постановления о необходимости уборки улиц гражданами перед своими усадьбами, о запрете распускать скот и т.д. Лишь в нескольких местах (перед домами губернатора, архиерея, гимназии) стояли уличные фонари. На улицах 3 разряда и во дворах сушился кизяк – брикетованный навоз для топлива. В ночное время улицы были погружены в непроницаемый мрак. Ночная тишина летом нарушалась звоном кузнечиков, сверчков и лаем собак. Изредка слышался грохот тележных колес так называемых «золотарей» — специального отряда рабочих, вывозящих в бочках содержимое выгребных ям, уборных и помоек. Канализации в то время не было.

Ещё с 1879 года были введены дощечки с номерами усадеб, но после землетрясения 1878 года они были уничтожены. В 1904 году городская Управа упорядочила систему нумерации усадеб: обязав всех домовладельцев приобрести таблички с указанием номеров и фамилий их хозяев. В 1913 году система нумерации домов приобрела окончательный вид, существующий поныне: на одной стороне дома имели чётные номера, на противоположной – нечётные.

Настоящим бедствие Верного была уличная пыль, поднимаемая повозками и густым облаком окутывающая город. Особенно страдали от неё в сухое время года, чаще во второй половине лета – в июле, августе, да и в сентябре. Добросовестные хозяева домов пытались поливать улицы перед своими домами, но это мало помогало: жара и сушь делали своё дело, дороги быстро просыхали, и лишь листва и кроны деревьев в какой-то степени поглощали часть поднимаемой в воздух частиц лессовой почвы.

14 марта 1879 года Дума рассматривала вопрос об обязательной поливке улиц. Было решено орошать улицы в летнее время ежедневно с 15 июля по 15 сентября. Однако по причине нехватки средств это по большей части не выполнялось, и дума не раз возвращалась к этой проблеме, но в основном без результата.

Досаждала жара, к обеду обычно превращающаяся в духоту. От нестерпимых солнечных лучей спасала тень деревьев. Люди старались не выходить на открытые пространства, прятались под деревьями. В домах наглухо закрывали ставни, хотя бы так пытаясь сохранить ночную прохладу. Почти в каждом дворе был самодельный душ или бассейн. С приходом вечера прохладные струи воздуха тянулись с гор, образуя вечерний бриз, и этому способствовало расположение прямых улиц строго с юга на север.

Theme BCF By aThemeArt - Proudly powered by WordPress .
BACK TO TOP