Монаршей милостью утверждаю …
МОНАРШЕЙ МИЛОСТЬЮ УТВЕРЖДАЮ…
Слова, внесенные в заголовок данной статьи, начертал на манускрипте 4 февраля 1854 г. император Всероссийский Николай I. Речь идёт о нашем с вами городе, читатель. Ровно 140 лет назад по царскому указу пришли россияне на благословенные, воспетые казахскими акынами земли Семиречья, чтобы заложить первые камни в основание города. Города, который на протяжении почти полутораста лет становился и стал нашим родным, общим домом.
Улица Халиуллина, Татибекова, Станиславского, Джетысуйская, объединившиеся в одно грузо-пассажирское шоссе, пожалуй, самые рабочие улицы современной Алматы. Сто сорок лет назад это была единственная дорога, по которой двигался поток первопоселенцев, открывших для себя Страну Семи Рек.
Представить те же улицы, вернее ось, на которой строились Большая и Малай станицы, крепость, лучше всего, изучая ежегодные планы, которые составлялись первыми зодчими Алматы. Высочайше утвержденный 4 февраля 1854 года замысел претворяли в жизнь инженеры Л. Александровский и Ц. Гумницкий, топограф Е. Воронин, позднее Н. Криштановский и А. Каменноградский, «вольный архитектор» (из бывших уральских крепостных) П. Зенков и другие забытые мастера прошлого…
Вне ретраншемента в 60-10-е годы XIX столетия стали развиваться две улицы, от которых пошел город Верный: первая – Бульварная (позднее, с 1899 г. – улица Пушкинская). На месте современной гостиницы «Туркестан» возникли первые городские кварталы. Вторая – улица Кульджинская. В 1915 году здесь возвели здание первой пастеровской станции в крае, что отразилось в ее следующем названии – улица имени Луи Пастера, с 1990 г. – поэта Мукагали Макатаева. В 70-е годы, когда город раздвинул свои границы юго-запад, здесь, на пересечении с улицей Бульварной, началось возведение Гостиного двора и его купечеств (ныне торговый центр «Алматы»).
Улицы Большой Алматинской станицы, присоединенной к городской территории в 1927 году, имеют долгую и любопытную историю. Впервые они названы на планах 1858 года, затем неоднократно меняли свое название, вплоть до номерных. Вслушайтесь в эти короткие, как азбука Морзе, позывные истории.
Воскресенская, первая с севера улица (с 1927 г. Батрацкая; с 1956 г. – летчицы Марины Расковой), пролегала вдоль границы старого ретраншемента, от северо-западного люнета станицы до бывшего второго бастиона крепости. Достопримечательностью улицы являлись ключи с пресной водой, долгое время которыми пользовались первые поселенцы. Уже в 60-е годы прошлого века район улицы частично был изменен, его границы сместили к северу за счет ликвидации ретраншемента , боевых позиций и реконструкции крепости. Здесь были разбиты первые сады и огороды Верного- Алферова, Пермитина, Редько.
Степная (затем Георгиевская, с 1927 года- «красного» поэта Демьяна Бедного, с 1962 года – Новосельская) вела от казарм, расположенных в горже люнета, к бывшему первому бастиону крепости; собственно первая улица бывшей станицы. В 1858 году на восточной ее окраине возвели третий корпус провиантского магазина «на 6000 четвертей провизии», позднее казармы 2-го Западно-Сибирского линейного батальона.
Крепостна (Офицерская, с 1927 г.- Иссыкская) Улица вела к 5-му бастиону крепости, возведенному юго-западнее первого, во время реконструкции позиций 1863 года. В конце улицы находились инженерный цейхгауз, сооруженный в 1859 году, и главные, южные ворота крепости, ведущие в Большую Алматинскую станицу.
Васильевская (позднее Узун-Агачская, Ташкентская, восточная часть проспекта имени 50-летия Октября; с 1990 г.- батыра Райымбека) пролегала к 4-му бастиону крепости. В 1871 году улица раздвинула свои границы вне станицы, на девять новых городских улиц. Вдоль шоссе (верненцы звали его Узун-Агачским, ташкенцы – Ташкентским) устроили бульвар из четырех рядов деревьев, установили столбы первого телеграфа. Это был первый опыт градостроительства, неудачный с точки зрения будущих землетрясений. В восточной части улицы располагались батальонный цейхгауз, провиантский магазин, канал для подачи воды в крепость и крепостные рвы; за рекой Алматинкой, на клеверных участках возвели Введенский храм с погостом. Здесь, в начале современной улицы, Добролюбова, хоронили первых жителей города.
Гасфортская (затем Константиновская, с 1927 г.- Караванная, с 1977 г.- коммунистки Нагимы Арыковой). Первоначальные названия связаны с именами генерал-губернатора Западной Сибири Густава Христиановича Гасфорта? волею которого был основан 4 февраля 1854 года наш город? и генерал-губернатора Туркестанского края Константина Петровича фон Кауфмана? по предложению которго 11 апреля 1867 года укрепление Верное стало Центром Семиреченской области и возведено в степень города№
Софийская (Надеждинская, с 1927 г. – Туркестанская). В 60-е годы прошлого столетия улица получила развитие на восток, соединив гужевой дорогой центральную улицу станицы с Ташкентской (позднее Татарской) слободой. В центре улицы, занимая площадь четырех кварталов, располагался Софийский бульвар с церковью, долгие годы служившей кафедральным собором (в советское время рабочий клуб, кинотеатр «Ударник», театр кукол; здание сожгли, бульвар вырубили). Площадь окружали значительные по архитектуре здания: дом начальника Алатавского округа (позднее инженерный дом), войсковое, или станичное правление (ныне городская станция юных туристов краеведов), Казачий музей. Практически ни одно здание не сохранилось.
Надеждинская (Обуховская, с 1927 г. – Каввалерийская), одна из центральных улиц бывшей станицы. Напротив Софийского бульвара располагался Дом военного губернатора Семиреченской области с подворьем, ботаническим садом и зверинцем. Здесь протекала творческая деятельносьть первого губернатора края Герасима Алексеевича Колпаковского и его соратников по благоустройсву области, сюда приезжали на ауедиенцию учёные, путешественники, миссионеры, посещавшие в разные годы Семиречье. В 60-е годы улице было дано имя Василия Обуха, верненского артиллериста, погибшего у стен Ташкента.
Михайловская (с 1927 г. – Конно-заводская, с 1958 г. – Ашира Буркитбаеваа. В 1962 году «по письму гражданки Кораблёвой» улица была переименована в память полёта космического корабля «Восток-3»). В прошлом веке красотой и изяществом здесь выделялся дом генерала А. Михайлова. Востоковед Н.Н. Пантусов арендовал это здание под Кульджинскую кнцелярию – своеобразный иститут восточных языков и Семиреченский МИД одновременно. В восточной части улицы располагался центральный вход в Казённый сад, с «овальным» и «квадратным « прудами и прочими местами отдыха (позднее Садж Рафикова и племенной рассадник семиреченских коннозаводчиков).
Садовая (Пригородная, ныне застроена), практически последняя улица на уге станицы, которая пролегала от юго-западного люнета. В 60-е годы в связи с ненадобностью ретраншемента здесь возник станичный базарчик – предтечаГостиного двора, а по берегам Малой Алматинки разбили сады. Любопытно отметить, что конфигурацию бывшего юго-западного люнета (на месте которго возникли первые городские кварталы, а в наши дни возведено здание гостиницы «Туркестан») повторяет сегодня изгиб улицы Пушкина в месте её пересечения с улицей Макатаева.
Сегодня улица Ильича названная в дни празднования 10-й годовщины октябрьской революции, начинает список меридианных улиц бывшей станицы. До 1927 года улица была началом проспекта Ленина, бывшем имени генерала Колпаковского.
Офицерская, следующая на восток улица (затем Алматинская, с 1927 г. – Транспортная, с 1984 г. – историка Акая Нусупбекова).
Дмитриевская (затем Казачья, с 1991 г. – этнографа и казачьего сына Григория Потатнина). Первоначально улица была названа в память Дмитрия Афанасьевича Шайтанова, одного из первых поселенцев и администраторов Алматинской станицы.
Александровская (с 1927 г. Школьная, с 1974 г. – в память большевика Алиби Джангильдина). Здесь сохранилось здание первой казачьей школы, в советское время названной именем Ахмета Байтурсынова .
Люблинская или Любовинская (затем Софийская, до 1984 г. Центральная, ныне экономиста Сактагана Баишева).
Ильинская (до 1985 г. Саркандская, ныне композитора Латифа Хамиди). В 50-е годы прошлого столетия улица получила развитие в северном направлении, позднее в южном как дорога в возникающий Новый Город, на его Гостинодворскую площадь путь старинной дороги можно проследить и сегодня, если пройтись от останков старинного парка, его полуистлевших пней, вдоль улицы Хамиди. В месте выхода её к перекрёстку с Джетысуйской и Райымбека огна вдруг делает изгиб среди прямоугольной сетки близлежащих улиц, выводя нас к бывшему пятому бастиону крепости . Ещё в конце прошлого столетия, чтобы совершить подобную прогулку, необходимо было пересечь бурный рукав реки Малой Алматинки сначала вброд, а позднее по наведёнгному мосту.
Николаевская (ныне улица Джетысуйская). В 60-е годы прошлого столетия улица получила развитие на север, где в четырёх верстах открепости располагались табачные плантации А.С. Гаврилова, пасеки горожан и общественная роща (ныне Баума). В районе первого бастиона, при выходе дороги в Малую станицу, располагались цейхгауз, мастерские, амуничик, овсяник и прочие службы батальона связи. В наши дни вдоль улицы пущен трамвай.
Алматинская (Бахтинская, с 1927 г. – Крепостная, ныне Черкасской обороны «красных орлов Семиречья», героев гражданской войны). В перспективе улицы находиличь южные ворота крепости.
Алатавская (позднее Сибирская, с 1980 г. – в память поэта народа коми Ивана Куратова). В северной частиулицы, на месте современной школы №2, в прошлом столетии находился госпиталь к которому примыкал регулярный парк. Надо полагать, услугами первого лечебного заведения Семиречья пользовались многие – и знаменитости, и простые горожане. Известно, что здесь лечился Чокан Валиханов, митинговал Дмитрий Фурманов; отсюда отпрвляли на фронт алматинцев в годы ВОВ. Однако здание так и не получило государственной защиты и было снесено.
Не сохранились и загадочные для нашего слуха названия первых улиц, площадей, скверов – памятники истории и культуры в миниатюре. А жаль, что мы такие нетерпимые к собственному прошлому.
Владимир Проскурин, городовед, историк архитектуры.