Лунный джаз — Нурсан Алимбай Хлудов
Н.Г.Хлудов родился в 1850 г. в Орловской губернии в семье младшего офицера артиллерии царской армии (фейерверкер). В 1873 – 1875 гг. учился в Одесской школе рисования и ваяния. В формировании личности Н.Г.Хлудов как профессионального художника, решающую роль сыграло время его работы в мастерских известный художников г. Санкт-Петербург, в особенности Н.А. Гоголевского. Молодой художник получает хорошую возможность пользоваться советами своих более опытных именитых коллег, постигать принципы изобразительного искусства.
Н.Г. Хлудов приехал в Казахстан летом 1879 г. Шестого июля этого года «приказом по Военному народному управлению Туркестанского генерал-губернатора Хлудов назначается чертежником…», а с 10 марта 1884 г. согласно приказу военного губернатора Семиреченской области – межевиком Семиреченского областного управления.
И с момента пребывания в Казахстане вся творческая деятельность художника была связана с изображением различных сторон традиционного образа жизни казахов и богатой природы края. Должность чертежника и межевика дает Н.Г. Хлудову прекрасную возможность много ездить в различные регионы южного и юго-восточного Казахстана, непосредственно наблюдать и изучать традиции и быт местного населения. Будучи в г. Верном, художник много рисует с натуры, готовит многочисленные наброски и эскизы своих будущих картин.
В 1886 г. по рекомендации своих друзей рисовальщик Н.Г. Хлудов (как любовно называли его жители г. Верного) участвует в экспедиции геолога И.В. Игнатьева и ботаника А.Н. Краснова в качестве художника и фотографа. Цель экспедиции — фронтальное обследование горного ландшафта Хан — Тенгри. Порезультатом своей первой экспедиционной деятельности Н.Г. Хлудовым был подготовлен альбом акварелей, а также написана акварельная работа «Главный пик Тянь-Шаня Хан Тенгри», известная картина «Музартский ледник (южная сторона)», выполненная маслом и др.
Альбом, оказавшийся долго неизвестным, был обнаружен в 1956 г. известным биографом и исследователем творчества Н.Г. Хлудова Д.И. Чеботовым в библиотеке бывшего Всесоюзного географического общества г. Санкт-Петербурга. К сожалению, из тринадцати акварелей в альбоме, как свидетельствует Д.И. Чеботов, по неизвестным причинам уцелели лишь две. Одна из них «изображает перевал Музартского ущелья горной группы Хан-Тенгри, другая — реку Каркара»,
Плодотворным было и участие Н.Г. Хлудова в другой экспедиции, организованной профессором И.В. Мушкетовым для изучения знаменитого по своим последствиям Верненскогоземлятресения, произошедшего 28 мая 1887 г. Художник не только активно помогает работе данной экспедиции, но и сам получает еще одну хорошую возможность встречаться и близко общаться с местным населением. Это позволило ему создать ряд известных в среде исследователей произведений, таких как «Ледник верхнего Чилика», «Морены в верховьях р. Большой Алматинки», «Горное озеро», «Ночная барымта (угон скота)» и др.
Выполненные Н.Г. Хлудовым во время его работы в двух экспедициях эскизы, наброски, этюдные зарисовки и даже некоторые на более существенные детали законченных картин, впоследствии им активно использовались с небольшими изменениями и привнесениями, в создании композиции других своих произведений в качестве сюжетообразующих элементов.
За плодотворную работу в двух экспедициях Н.Г. Хлудов был награжден серебряной медалью Русского географического общества.
Судя по качественному уровню произведений Н.Г. Хлудова, а также по собственному признанию самого художника, наиболее значительные его картины создаются с 1884 г. «Мои…произведения выполнялись…большей частью с 1984 г…» — пишет мастер, в вижу не только количество, но и более совершенный художественный уровень композиционных решений своих многочисленный картин.
Большинство его произведений написано на тему культуры, хозяйства и быта кочевников, что объясняется особой увлеченностью художника необычнойатмосферой этнографической колоритностью традиционного образа жизни казахов.
Появившийся в середины 80-х гг. XIX в. знаменитые картины художника: «Богатое кочевье», «Траурное кочевье», «Ночная барымта (угон скота)», «Перекочевка в бурю», «Отставшие малыши» и др. в целом точно воспроизводят этнически характерные, социально-значимые сцены из жизни кочевников.
Можно сказать, что во всем цикле произведений Н.Г. Хлудова на тему кочевников, эти картины обладают бесспорным смыслообразующим значением.
Вместе с этим мастер не совсем внимателен и точен в проработке некоторых этнически наиболее характерных, можно сказать, смыслообразующих деталей художественного пространства своих работ. Поэтому порой не легко разобраться даже опытному специалисту-этнографу в этнической атрибуции изображенных в ряде картин реальных моделей. Такова, например, известная картина «Состязания с призами» («Туйешешу», что буквально означает развязывание верблюдов), вызвавшая и вызывающая неослабевающий интерес и спор среди не только профессиональный исследователей, но и обычных зрителей.
На переднем плане картины – обнаженные по пояс три молодые женщины (особо отметим, что одна из них незамужняя девушка!), несколько взрослых мужчин, один из которых связывает заложенные на спину руки очередной претендентке на приз – той самой молодой незамужней девушке (!), а также два призовых верблюда на привязи. Одна из этих участниц уже пытается развязать тугие узлы одного верблюда.
На заднем плане – изображение юрт и многочисленных зрителей, сидящих на земле и верхом на лошадях и быках. При этом, изображенные на переднем плане картины образы главных участников игры во всех композиции произведения имеют основное сюжето и смыслообразующее значение.
Таковы, вкратце, основные составляющие художественного пространства картины, искаженного творческой фантазией художника в ущерб принципу точности трактовки этнографической действительности, а потому имеющего мало общего с реальным пространствомбезусловно существовавшего только в далеком прошлом у казахов аналогичного ритуального действа. Действительно, очень трудно представить наличие такой весьма необычной обрядовой практики в жизни казахов в недалеком прошлом – в конце XIX– начале ХХ вв. даже в деструктивном, рудиментарном состоянии, когда практически исчезли соответствующие этнокультурные условия для ее существования. Сложно также предположить незнание этого весьма неординарного факта таким выдающимся знатоком культуры и быта казахов, как А. Байтурсынов, если бы он действительно имел место в современной ему этнографической действительности.
Думается, в картине изображена изрядно театральная ритуальная сцена из жизни кыргызов– «тоочечке» (буквально развязывание верблюда), нередко инсценируемая в указанное время на крупных годовых поминках – «асах»). На это указывает и тот факт, что местность, где отмечен данный этнографический факт – это кыргызский город Каракол ( в недавнем прошлом город Пржевальск), к котором и его окрестностях, как известно, исторически и этнографически никогда не зафиксировано наличие казахской диаспоры или поселения.
Особенно значителен успех Н.Г. Хлудова в создании этнически характерных портретных образов – женщин, детей, молодых мужчин, стариков и т.д. Моделировка образов, особенно женских, мягкая и пластичная настолько, что можно почувствовать благородную значительность и достоинство портретируемых.
Что касается до сих пор вызывающих спор среди различных категорий зрителей образов, так называемых, полуодетых женщин, то это обстоятельство можно объяснить стремление художника показать красоту женского тела. И надо сказать, что это ему удалось. Пафос его картин на тему женщины – очарованность красотой своих моделей.
Он восхищен женственностью, нежностью, непосредственностью женских образов, сотканных из причудливых сочетаний цветовых гамм. При этом в созданных Н.Г. Хлудовым женских образах, например в портрете жены Ногайбая, рельефно ощущается стремление художника к достоверному и реалистичному воспроизведению этнически характерного типа замужней казашки, излучающей радость и красоту жизни.
В целом Н.Г. Хлудов до конца своей жизни (1935 г.) остался верен своему творческого кредо – объективному воспроизведению реальных моделей в их этнически наиболее характерных чертах – персонажей своих многочисленных произведений. В этом и заключается историко-этнографическая ценность его картин.
*Вот что написал А.Байтурсынов в своей рецензии на ряд картин Н.Г. Хлудова по этому поводу: «Подобного рода призы могли иметь место в казахском быту в далеком прошлом. Я не видел таких призов. Я же видел так называемые «Ас» и «Той», на которых назначались разного рода призы, кроме указанного вида, который, по рассказам стариков, входил раньше в число устраиваемых на больших «асах» и «тоях» диких забав и развлечений».