Удивительное по-прежнему рядом Экскурсовод со стажем рассказал о перспективах внутреннего туризма
Ситуация с коронавирусом, из-за которой многие международные курорты пока держат свои границы на замке, вновь актуализировала вопрос развития внутреннего туризма. Горожане, привыкшие проводить отпуск за рубежом, сегодня активно ищут варианты отдыха в родном городе.
– О необходимости развитии внутреннего туризма говорится давно, есть ли какие-то реальные достижения в этом направлении?
– Медленно, но верно внутренний туристический рынок развивается. Например, с позапрошлого года в центре Алматы можно было заметить пешие экскурсии, причем велись они на разных языках. Думаю, что если бы не карантин, то нынешней весной и летом они бы продолжились, не исключено, что их стало бы больше, потому что есть спрос. Другой вопрос – кто эти экскурсии организовывает и проводит? Безусловно, есть профессионалы – опытные экскурсоводы с хорошей советской экскурсоводческой школой, а также целеустремленные молодые гиды, – но, к сожалению, много и не очень подготовленных новичков. Ряд фирм, выходящих на рынок внутреннего туризма, не имеют надлежащей профессиональной основы, их руководителями движет ничем не оправданная уверенность в быстром успехе – к сожалению, мне приходится сталкиваться с такими компаниями.
Должно быть понимание того, что, например, создание нового экскурсионного маршрута – это краеведческое исследование. В соответствии с правилами ГОСТа нужно выбрать тему, отобрать объекты показа – исторические памятники или природные достопримечательности; поработать с источниками – это могут быть и архивные документы, и свидетельства очевидцев, и разнообразная литература. Далее следует подготовить иллюстративный материал – на профессиональном языке это называется «портфель экскурсовода», выстроить маршрут; определить хронометраж экскурсии, отрепетировать рассказ гида, точно следуя этому хронометражу, и так далее. Я перечислил только несколько пунктов кропотливого подготовительного этапа, а их гораздо больше. И если ничего этого не сделать или сделать частично, походя, то экскурсия превратится в формальность, люди, потратившие время и деньги на то, чтобы им компетентно рассказали о городе, останутся неудовлетворенными.
– Могут ли экскурсоводов заменить эксперты, например археологи, архитекторы, географы?
– Иногда туроператоры идут по этому пути, пытаются таким образом компенсировать нехватку гидов, но это не всегда выручает, ведь, чтобы вести экскурсию, нужно обладать навыками гида – рассказывать доступным языком, иначе перегруженный научными сведениями текст рискует превратиться в лекцию или доклад. И проблема не только в этом. Важно понимать, что экскурсовод – это руководитель группы, он не только рассказчик, но и администратор. Конечно, гид вправе подключать эксперта к экскурсии, чтобы она была более насыщенной, но первая скрипка в любом случае должна быть за экскурсоводом.
– Пользуется ли специальность экскурсовода популярностью у молодежи?
– Конечно. Уверенно говорю это как преподаватель, работающий с молодежью. Специальность экскурсовода привлекательна тем, что требует комплексных навыков, ведь гид – это и краевед, и администратор, и рассказчик, и в чем-то даже актер и психолог – он должен чувствовать группу, ощущать настроение экскурсантов.
Профессиональная работа с туристами в нашем городе начала выстраиваться во второй половине 60-х годов. Курсы экскурсоводов длились полгода, как правило, осваивать профессию приходили люди, уже имеющие высшее образование. Дело было поставлено очень серьезно – так, профессиональные экскурсоводы, как оперные исполнители, проходили регулярное обследование у лор-врача.
Сейчас получить квалификацию экскурсовода можно как на трехмесячных курсах, так и в рамках вузовского обучения. В 90-х многие вузы организовали у себя кафедры и факультеты туризма, до настоящего времени дожили только те, кто выстроил серьезный обучающий процесс. В Алматы современным требованиям WFTGA, Всемирной федерации ассоциаций туристических гидов, соответствует обучающая траектория Казахской академии спорта и туризма.
И, конечно же, важно изучать языки: сегодня знание казахского, русского и английского – необходимая часть профессии.
– Разрабатываются ли новые экскурсионные маршруты по городу?
– Мы все время стремимся расширять тематику экскурсий. Так, например, в этом году студентами в качестве дипломных проектов созданы экскурсии «Архитектурное наследие П. В. Гурдэ», «Памятники исламской архитектуры в Алматы», в работе экскурсии «Верный купеческий», «Алматы вечерний». Есть наработки по темам «Алматы кинематографический», «Ретро Алматы».
– Издаются ли сегодня справочники об исторических и культурных достопримечательностях города?
– К сожалению, с 2006 года не переиздавался энциклопедический труд «Памятники истории и культуры г. Алматы» – достойная и всеобъемлющая книга. Удачным оказался справочник-путеводитель московских авторов «Алма-Ата: архитектура советского модернизма 1955–1991», выпущенный в 2018 году. Туристско-информационный центр КазАСТ издал в 2016 году путеводитель «Алматы», в 2017-м – «Алматы спортивный», годом позже – «200 экскурсионных объектов Алматы». В этом году там же вышел путеводитель «150 экскурсионных объектов Алматинской области».
– В мире сегодня очень популярны городские экскурсии, порой сопряженные с риском, например, по заброшенным цехам некогда знаменитых предприятий, историческим городским развалинам... Существуют ли такие экскурсии у нас, пользуются ли они спросом?
– Действительно, интерес к экскурсиям с элементами городского экстрима растет. У нас терра инкогнита остается территория бывшей Верненской крепости. Не так давно на уровне городских властей с подачи общественности поднимался вопрос о создании там музея под открытым небом, были предложения обустроить этногородок с туристскими лавками, караван-сараем. Между тем любителей нестандартных маршрутов привлекает заброшенная старина – им нравится совершать открытия: обнаруживать стертые временем надписи, отыскивать сохранившиеся крепостные строения... «Приглаженная», отремонтированная и осовремененная старина их не интересует. Думаю, что такой подход к изучению истории города имеет право на существование.
В марте, еще до карантина, в рамках практических занятий я предложил своим студентам совершить экспедицию на территорию Верненской крепости и попытаться разработать экскурсионный маршрут. Побывав там, мы сделали опись сохранившихся сооружений – пакгауза, конюшни, госпиталя. Однако от мысли проложить на территорию крепости экскурсионный маршрут отказались. И не только потому, что это промзона: у настоящих валов крепости, а не той насыпи отходов, которую показывают туристам с проезжей части улицы Татибекова, непроходимые заросли, бродят одичавшие собаки...
Между тем район Малой и Большой станиц имеет очень хороший туристический потенциал, экскурсии там можно вести на самые разные темы, причем не только посвященные дореволюционной истории города. Достаточно напомнить о том, что казармы крепости связаны с доблестными страницами Великой Отечественной войны – формированием Панфиловской дивизии. И, конечно же, крепость – это городская романтика, мир, пропитанный преданиями. Иными словами, это очень подходящее место для того, чтобы проникнуться духом города, его истории.
К слову, и помимо крепости в городе много интересных мест. Мы, алматинцы, погруженные в суету будней, порой их не замечаем, но, если остановиться и заглянуть хотя бы в один старый дворик, то, уверяю, город откроется с совершенно иной стороны. Будьте любопытными, изучайте родной город – удивительное рядом!
Юрий КАШТЕЛЮК
Материал был взят с сайта http://vecher.kz/how2work/udivitelnoe-po-prezhnemu-ryadom