ЭТНО КОМПЛЕКС

До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту – основное жилище тюркских народов.

Казахи относились, и относится к Юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. Значение Юрты огромно. В свое время Ч. Валихановотметил, что в ХII – XIII вв. даже названия государств – Алтын Орда (Золотая Орда),Ак Орда (Белая Орда),Кок Орда (Синяя Орда) – были связаны именно с Юртой.

Юрта – это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, тростника, выделанных шкур, отделанное украшениями, изготовленными из серебра. Всемирно известные  ученые и исскуствоведы,оценивая смекалку степных жителей,на всесоюзных и международных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа. Именно поэтому Юрта в 2004 году стала объектом нематериального культурного наследия и была включена в список объектов Юнеско.

Подтверждениемвысокой оценкиявляется, что в 1861 году некий Алмас привез юрту на Всемирную выставку в Париж и получил приз. В 1876 году Мейрам – хажыЖанайдарулы (главный батыр Кенесары – хана,сынЖанадайра) доставил юрту в Петербург, а в 1890 году ИбраимАдилов показал юрту на выставке в Казани. В 1872 году хан Бокейской Орды Жангир подарил юрту российскому царю Николаю I,чему царь был очень рад (А.Маргулан). Писатель Чингис Айтматов писал, что видел казахскую юрту в одном из западноевропейских музеев. В музеях Гамбурга и Франкфурта – на – Майне (Германия) и в настоящее время экспонируются наши юрты, вызывая интерес европейцев к культуре казахов.

Юрта, куй и еще 6 элементов казахской культуры внесены в список репрезентативных объектов мирового наследия.

В первом тысячелетии новой эры люди занимались ялажным скотоводством – (небольшие кучки скота),именно в то время как раз таки  придумали этот кочевой вид жилища. Юрты, как свидетели народного богатства и изобилия, были уничтожены во время войны, коллективизации, перехода к оседлому образу жизни. Именно в этот  смутный период многие юрты бесследно исчезли.

В ХХ веке значимость бесценного наследия казахской культуры – юрты снизилась. Вместо добротных сооружений появились кое – как изготовленные, некачественные, покрытые черным хромом, служащие не более двух лет подобия казахских юрт. Со временем стало стираться из памяти и само понятие «святой очаг».

Начиная с 90 – х годов ХХ века, после того как Казахстан стал суверенным государством, появилась возможность вновь обратится к истокам национальной культуры, возродить юрту как национальный символ в жизни казахов. Почитание святых духов наших предков, проводимые в их память достойные поминки и годовщины, возросшая роль национальной культуры изменили взгляд на юрту. На праздниках начали выставлять не лозунги, флаги и портреты, а юрты во всей своей красе, украшенные работами мастеров искусств, и организовывать спортивные соревнования.

 

Известны казахские и калмыцкие юрты. Купол казахских юрт имеет полушаровидную форму, а у калмыцких юрт он несколько заостренный. Казахские Юрты по назначения и убранству на темные трехстворчатые и четырехстворчатые;серые пятистворчатые;белые,состоящие из 6 -24 створок, и золотую орду из 30 створок. Во время кочевья юрты используются как временное жилье или для хозяйства. Юрту молодой семьи называют отау. Теперь остановимся на устройстве и способах изготовления юрты.

Изнутри юрта делится на 4 части

1.Место для гостей (тор). Это особо почитаемое место, его не занимают молодые снохи.

2.Левая сторона (при входе справа) – место хозяина дома. Возле порога, ниже места хозяина,хранятся продукты,кухонная утварь,которые прикрываются специальной циновкой (ши).

3.Справа (при входе левая сторона) место детей. Ближе к порогу вешаются одежда,конская сбруя.

4.Место очага считается святым. Здесь разводят огонь, готовят еду.

5.Самое главное что нужно отметить перед посещением юрты, всегда нужно заходить во внутрь с правой ноги, одновременно левая нога уклоняется и делая поклон заходим во внутрь юрты.

Юрты состоит из 3 частей:

1.Деревянные части юрты  — ее основа.

2.Войлочная часть – покрытие.

3.Шнуры и широкие ленты – для соединения деревянных деталей и крепления войлока.

Для удобства казахи могли увеличить,уменьшить,а то и объединить несколько юрт,сделать из юрты из двух – трех «комнат». Покрытие юрты летом не пропускает зной,зимой – лютый холод, в дождь влаг.Для зимовки казахи покрывают юрту двойным войлочным покрытием.Вот в таких юртах жили,росли и воспитывались знаменитые сыны казахского народа: Керей,Аз – Жанибек,Аз- Тауке, хан Абылай,Кенесары,Абая,деятели науки и литературы – АхметБайтурсынов,КанышСатпаев,МухтарАуэзов. Каждый раз кочуя с одного места на другое,юрту ставили в таком месте,где был свежий воздух,чистая земля,ясное небо,где пели птицы,раздавался плеск хрустальной воды…. Возможно, сама первозданная природа наделила этих людей добротой и одухотворенностью, озарившими их великие сердца.

Юрта изготавливается из дерева – березы или ивы (тала). Их древесина крепкая, вредители ее не поражают – она служить дольше, чем другая древесина. Особенность ивы в том, что при необходимости подборки материала для клетчатой створки (кереге) можно подобрать удобные по размеру ветки.

Основу юрты делает уйши – создатель дома. Древесину сушат в тени в течение 6 месяцев,а иногда около года. Затем уйши держит ее в горячей золе, выпрямляет в тисках.Древесинный материал для юрты строгают,обрабатывают,после чего вновь нагревают и придают форму,необходимую для створок (кереге),купольных жердей (уыков),сетчатой перекладины (шанырака).

Основу юрты составляет деревянная решетка, образующая круглые стены юрты (кереге). Длина каждой створки 3 -4 метра. В народеговорят «Пусть кереге будет широким». Именно от кереге зависит прочность и простор юрты. Деревянные составляющие кереге называют жели,длинные – ериси,короткие – саганак,башалык. Готовый кереге называют канат (букв.крыло). У Юрты бывают две двери. Одна из них (внутренняя) изготавливается из дерева,другая (наружная) – из войлока.Ее называют войлочная дверь.Эту дверь в ясные дни сворачивают и крепят сверху.

 

Входная группа состоит из козырька,порога,двустворчатойдвери,которая крепится к кереге. Кереге между собой соединяются широкими специальными лентообразными шнурами. Главный Аркан крепят с двух сторон верхней части деревянной двери,обматывая им верхушки кереге. На этом аркане держится вся тяжесть Юрты. Сверху главный аркан обматывают широкий вязанной шерстяной полоской для красоты.

Купольные жерди (уыки) – основная часть юрты, связывают кереге и купол (шанырак). Широкая часть уыка – алакан ( ладонь),верхняя, изогнутая часть жерди – верхушка. Шнурок завязывается в верхней части кереге,скрепляя его с широкой частью купольной жерди. Верхняя заостренная часть жерди (калам) вставляется в ячейку, специально выдолбленную в куполе (шаныраке) и совпадающую по размеру с концом жерди, что обеспечивает прочное соединение.

У каждой юрты количество купольных жердей (уыков) зависит от ее площади (наименьшее 60,наибольшее 150 – 160).

Купол Юрты (шанырак) несет в себе понятие дома, семье. Есть у казахов и благопожелание «Да будет твой шанырак высоким!». Купол юрты состоит из круга, перекрещенной части и главного бруса. Круг делают из березы, выводят на нем узоры; в нем выдалбливают ячейки, которые служат для того, чтобы перекрещенная часть не сдвинулась с места. В то время,юрта была маленькой обсерваторейказаха,где из купола они могли наблюдать за звездами.

После изготовления основы юрты приниются за войлочное покрытие. Войлок готовят из шерсти стриженных овец.

В свое время недостатка в материала не было. Шерсти было так много,чтокызылжарский бай по имени Косшыгул,имея 25 тыс. голов овец, кипятил курт, сжигая сезонную шерсть овец вместо дров.

Куски войлока крепятся между собой шнурами. Место соединения называются жабык (букв.закрытый). Шнуры украшаются вышивками, узорами и широкой тесьмой,что смотрится очень красиво. Поверх перетягиваются два аркана, чтобы ветер не раздувал войлок. Для этого используется разные виды арканов.

На купол крепится узорчатый желбау с четырьями кистями в качестве  украшения. Желбау также необходим для крепления войлока, для подвязывания к нему чего – либо во время кочевья.

Готовый войлок для юрты пропитывают раствором мела и жженой костью. Это придает войлоку белый цвет и прочность, задерживает влагу, он не нагревается в летнее время и не пропускает холод.

Так же можно отметить, что юрта является Агро – космическим устройством, потому что именно благодаря своей форме строения она крепко держится на своем месте.

Сборка и разборка Юрты

На казахском языке сборка юрты называется тигу,разборка – жыгу.

Для сборки верхушки кереге,обматывая ведущим (бас) арканом,крепко привязывают к козырьку с обеих сторон. Затем поднимают к козырьку с обеих сторон. Затем поднимают купол (шанырак) на высоком шесте со всех сторон вдевают в него купольные жерди. Шанырак,пообычаю,поднимает мужчина. После укрепления жердей юрта покрывается войлоком,который в зависимости от ее площади может состоять из 3 – 4 частей.

Previous Article
Theme BCF By aThemeArt - Proudly powered by WordPress .
BACK TO TOP