«Парижские тайны» Алматы
Каждый город имеет свою тайную историю, свои легенды. У Алматы в свое время был знаменитый удав в колхозных садах «Горного гиганта», красочно описанный Юрием Домбровским в «Хранителе древностей». Позже – наводящая страх, но выловленная МУРовцами банда грабителей с ее зловещими автографами в виде кошки.
В наши дни вошли в моду людоеды, пришельцы и живущие в люках бомжи. Клады, склепы, привидения и другие забавы прабабушек, увы, заброшены на чердаки истории. Хотя, как утверждает церковный историк в Москве, кандидат философских наук Ольга Ходаковская, сделать это явно поторопились.
Скелет на кровати
— Мне приходилось общаться со многими старожилами Алматы, о них-то я и узнала о существовании под центром города целой сети подземных ходов. Так что не только Рим и Одесса могут гордиться своими тайными катакомбами, но и наш Алматы. Кто, когда и зачем прокладывал эти подземные ходы, сейчас сказать трудно. Может быть, они нужны были для того, чтобы гасить волны подземных толчков, от которых неоднократно страдал Верный. А может, чтобы укрывать горожан от опасности вражеских набегов со стороны Китая или Кокандского ханства. Хотя какие там набеги в начале XX века!
Первая информация, которую я получила, была о подземных ходах, ведущих от здания Вознесенского кафедрального собора, что в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, в сторону губернаторского и архиерейского домов (уже, к сожалению, не существующих) и оставшегося здания Военного собрания.
Одна старушка рассказывала, как летом 1918 года красные хотели арестовать прямо в соборе священномученика епископа Семиреченского и Верненского Пимена, убитого в тот же год. Но им не удалось этого сделать, потому что неожиданно архиепископ исчез. Как утверждали, он вернулся домой, в свое архиерейское подворье, подземным ходом, который шел к нему от алтаря Вознесенского собора.
В 1974 году, когда это подворье сносили, эконом нынешнего архиерейского дома Михаил Семенович Шилкин мне рассказывал, что они натолкнулись на подземный ход. Спустившись по нему, поняли, что он уходит через улицу Советскую к дому генерал-губернатора. Причем сначала ход расширялся до размера комнаты, а потом снова сужался до коридора. В этой подземной комнате они увидели кровать и стол. На столе — кружка и пистолет. А на кровати сидел… скелет. Ни больше ни меньше! За всем этим крылась какая-то страшная тайна. Не исключено, что в годы революции кто-то из белых офицеров тайно прибыл на переговоры из Семипалатинска к епископу Пимену, который пытался возглавить в Семиречье антиреволюционный мятеж. Видимо, посыльного укрыли в подземном ходе, где он и остался навечно, так как вывести его оказалось некому – сам Пимен был ночью арестован и тайно расстрелян. В роще Баумана – есть камень.
Подземная сеть.
По этому же подземному ходу, но со стороны дома генерал губернатора в 1030 году прошел и Захар Иванович Самойленко, который живет и здравствует по сей день. Он неоднократно рассказывал, как 20-летним парнем, со своим дружком случайно обнаружел подхемный ход. Решил рискнуть и спуститься. Шли, пока хватило спичек. Их любопытство было вознаграждено находкой. Это был роскошный спрятанный кем-то под землей сервиз. Захар Иванович взял из него несколько тарелок, принес матери, и та все восхищалась – такой красоты она никогда не видела.
Этот же подземный ход будто бы обнаружили и студенты Театрально-художественного института, который тогда располагался поблизости. Частично пройдя по нему, они рассказали потом, что лабиринт ведет в сторону Главпочтамта.
В старом здании Пушкинской библиотеки на углу улиц Ленина и Комсомольской находился Верненский пансион мужской гимназии, где жили приезжавшие из дальних районов Семиречья учащиеся. Старожилы утверждали, что этот пансион был якобы соединен подземным ходом с Вознесенским собором.
Где ценности Вознесенского собора?
Собирая сведения о жизни епископа Пимена, я узнала, что в 1918 году исчезли все ценности из Вознесенского собора, в том числе серебряные и золотые иконы, дорогая ценная утварь. Ходили слухи, что, мол, их украл сам Пимен, а потом сбежал в Китай. На самом деле такого не могло быть, потому что у меня есть множество документов и свидетельств о том, что Пимен был расстрелян. Но в том, что он мог на какое-то время спрятать ценности собора, сомнений нет.
Своими мыслями на этот счет я поделилась с тем же Михаилом Семеновичем Шилкиным. И он сказал: «А знаете ли вы, что при строительстве нового здания Дома офицеров обнаружили еще один подземный ход там же, в парке?». Строители нашли в подземелье церковные книги и утварь. Но официально об этом никто не заявил. Поэтому можно предположить, что находка либо осела в чьих-то частных руках, либо все-таки существовал какой-то государственный акт описи, и все ценности в таком случае находятся, скорее всего, в подсобниках Центрального исторического музея Казахстана. Я знаю, что там хранится очень много памятников истории православия в Семеречье, вплоть до первого, родного собору, иконостаса. Но все это прочно скрыто принципом неотторжения музейных фондов.
Эта загадка привела меня еще к одному очень интересному человеку – Врачу Анатолию Григорьевичу Молчанову, которому было известно место возможного тайного захоронения епископа Пимена. Он же мне сказал, что бывал в подземельном ходе, которые соединял архиерейский дом с Вознесенским собором. Все своды этого хода, рассказывал он, были выложены плитками майолики ярко-изумрудного цвета со знаком Богородицы – крестом, напоминающим свастику. Еще он увидел там древки с красными тряпками. Скорее всего это были революционные знамена 1905-го или 1917 года по какой-то причине там спрятанные.
А когда на противоположном углу ———————- иностранный офис, где по нашим сведениям, предполагался подземный ход, я увидела провал. Прорабу, который понимал по-русски, я объяснила, что рядом с провалом стояла когда-то церковь. Услышав это, он воскликнул: «Церковь?! Не потому ли именно здесь ни с того ни с сего у нас опрокинулся экскаватор?».
Все эти сведения говорят о том, что, скорее всего, подземные ходы Алматы – не миф, а удивительная реальность, которая пока еще толком никого не заинтересовала.
Быть ли, главному колоколу Республики?
Слышал о возрождении большого колокола для кафедрального собора Алматы. Так ли это?
Г. Борисов, Алматы
— ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, — сказал нам архиеписком Астанайский и Алматинский Алексий, — мы хотим в начале нового – второго – тысячелетия установить на звоннице Вознесенского кафедрального собора стопудовый бронзовый колокол. В честь верненского священномученика епископа Семиреченского Пимена, который был расстрелян здесь, в Алматы, в 1917 году, он будет носить имя Пимен. В переводе с греческого это означает «пастырь».
Отлить его берется московский завод «ЛИТЭКС», и наша православная молодежь проводит для этого сбор средств. Если удастся собрать 35 тысяч долларов к Пасхе, то к осени следующего года, на день памяти святителя Пимена, Колокол будет водружен на колокольню.
Сейчас здесь 9 колоколов общим весом 75 пудов. Все они обладают неповторимым гармоничным звучанием. Они настроены в светлом ре-мажоре, но основной ноты «ре», которая определяет тон всей звонницы, нет. Поэтому звон разносится не так далеко, и торжествующий органный звук его неполон. Он будет таковым лишь с установлением бас-колокола, который станет самым большим колоколом в республике.
Прежние колокола были варварски уничтожены в 1929 года. Но поскольку тогдашний Благовест был очень тяжелым – он весил 250 пудов, его не сбросили и не разбили. Осенью его аккуратно сняли на лебедках, и он пролежал до весны 1930 года. Затем на 12 волах в сопровождении сотрудников НКВД его повезли в сторону Бишкека. Оттуда он должен был отправиться на сталелитейный завод в Ташкент на переплавку. Но путь был тяжелым, повозка завязла в грязи. И тогда сопровождающие вывалили священный груз на землю и закопали. Место, где это произошло, теперь никто не помнит. Но даже если когда-то колокол и обнаружится, он будет непригоден к работе. Достаточно малейшего повреждения или трещины, чтобы он потерял свою музыкальность.
Каждый день приближает нас к 2000-летию от рождения Христова. И хочется надеяться, что стараниями казахстанцев нам удастся пополнит звонницу Вознесенского кафедрального собора стопудовой мощью Благовеста.