Символика православного храма
Символика православного храма.
Во время разделения христианства на западное и восточное возникли особые названия двух христианских церквей: католическая и православная .Слово» католический» означает » вселенский», то есть всеобщий для христианского мира. Западные христиане- католики активно распространяли свое вероучение, и оно действительно стало одним из главнейших в мире.
Устройство православного храма.
«Православие»( по-гречески «ортодоксия») означает правильное, неизменное учение. Это название восточной византийской церкви появилось во времена разногласий и споров с еретиками. Чтобы спасти христианскую веру от искажений, византийские епископы и ученые- богословы разработали четкие догмы — правила веры, неоспоримые и обязательные для всех верующих. Этим правилам следовало и православное искусство. По христианским представлениям храм был символом Неба и Земли, образом восхождения от земного к небесному.
С принятием христианства на Руси утвердился византийский тип храма- крестово — купольный. Такие постройки появились в Византии в IX в. В основе архитектурного плана лежит главным символ христианства- крест. Его образуют четыре столба (столпа), несущих купол и соединенных арками . Иногда храмы имеют круглое основание. Круг должен напоминать людям, приходящим в храм о вечной жизни на небесах. Издавна храмы строили в самых красивых, открытых местах, часто на возвышенности. Сияние золотых глав было видно издалека. Главы православных храмов обязательно увенчаны крестом. Этот знак спасительной великой жертвы Христа возносится на небо, словно указывая всем путь в Царство Небесно. Часто в основании креста виден полумесяц- образ якоря. Еще в древних катакомбах якорь изображали как символ надежды на спасение среди бедствий.
Главы храма
Количество глав имеет символическое значение. Одна глава храма говорит о том, что Бог един. Три главы означают поклонение Богу, единому в трех лицах. Пять глав, причем одна выше и больше всех остальных, символизирует Христа и четырех евангелистов. Семь глав- это семь церковных таинств ( обрядов), спасительных для всех христиан: крещение, миропомазание(помазание человека после крещения священным ароматным веществом- миром), причащение, покаяние(исповедание священнику грехов), свящество( поставление в священнослужители), брак( венчание жениха и невесты), елеосвящение, или соборование, -особый молитвенный обряд над больными или страдающими людьми.
Вход в храм
Главный вход в храм всегда находится с западной стороны. При входе в храм человек обращен лицом к востоку — там находится алтарь, самая важная часть храма. Христиане всегда ждали и верили, что когда- ни будь с востока. оттуда, где рождается солнечный свет, придет на землю второй раз Иисус Христос, чтобы судить людей. На востоке, по христианским представлениям, расположен духовный центр земли — священный город Иерусалим с горой Голгофой, на который был распят Христос. Над входом в храм часто помещали образы Христа, Богоматери и ангелов — поклоняясь им, человек смиренно, с молитвой входил в храм.
Притвор
Все храмы делятся внутри на три части. Первая от входа называется притвором. Есть притвор и внешний — площадка перед входом. или паперть. На ней еще с древности стояли нищие и калеки. ожидающие милостыни. Не в самом храме. а в притворе должны были находиться люди, готовящиеся принять крещение. Их называли оглашенными, то есть им огласили, пояснили сущность христианского учения. Кроме них , в притворе оставались, не смея идти дальше, кающиеся грешники и люди иной веры.
Центр храма
Вторая, самая большая часть храма- место для всех прихожан, собравшихся на церковную службу. Здесь расположен центр храма — пространство под куполом. Это символ неба, с которого Бог взирает на молящихся. Поэтому наверху, в куполе и барабане, изображали Христа, Богоматерь, ангелов и апостолов. Над столбами, поддерживающими купол, помещали изображения четырех евангелистов. Эти части свода- переход от столба к куполу- называли парусами. так как они напоминали наполненную ветром ткань. Ниже, на стенах и сводах храма, художники писали сцены из жизни Христа. По традиции христиане не разделяют прошлое и будущее, и любое событие Священной истории не просто вспоминается, а переживается вновь и вновь. Каждый год верующие радостно встречают Рождество Христово. скорбят в день Распятия, ликуют праздник Воскресения- Пасхи. Следую церковному календарю, иконописцы строгом порядке размещали на стенах изображения праздников. Во время молитвы в храме каждый человек мог обозревать это величественное повествование. Ближе всего к людям, в нижней части стен и на столбах, помещались образы святых пророков, святителей, преподобных, мучеников и праведников. Находясь почти на уровне человеческого роста, они как будто принимали участие в богослужении, видели и понимали переживания людей и доносили их молитвы к Богу. Кроме того, фигуры святых на столбах — указание на то. что именно они, добрые, кроткие. терпеливые, являются опорой христианской церкви.
Алтарь
Самая главная часть храма- алтарь(от лат.alta.ara-«возвышенное место»).
Расположены в восточной части храма, он означает Небо, место пребывания Бога, и Рай, где когда то жили первые люди- Адам и Ева. Адам и Ева нарушили запрет Бога -и попробовали плод с дерева познания добра и зла- и потеряли бессмертие . Они были изгнаны из Рая. С тех пор все человечество несет на себе грех про родителей и не может свободно вернутся в Рай. Алтарный престол- главная святыня храма. Это высокий четырехугольные стол, на котором всегда лежат Евангелие и крест- знак присутствие Бога. В Алтарь никогда не входят женщины. Это напоминает о том, что Ева первая сорвала запретный плод, лишив всех людей райского блаженства.
Иконостас
От центральной часть храма Алтарь отделен несколькими ступенями и особой преградой, украшенной иконами. Эта стена, закрывающие священное пространство алтаря, называется иконостас ( от греч. слов «эйкон» — «образ» и «стасис» — «место стояния») . В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. Средняя называется царскими вратами через них во время богослужения незримо проходит Христос. В торжественный момент и в дни великих праздников в (на Пасхальной неделе) Царские врата широко открыты: людям напоминает о возвращенном Рае. Через две другие двери, северную и южную, в алтарь входят дьяконы — помощники священнослужителей. Вступенчатое возвышение перед иконостасом называется солея. В середине солеи , напротив Царских врат, находится полукруглый выступ — амвон(от греч. слова «возвышение»). В южном и северном концах солей расположены клиросы- места для чтецов и хора.
Простейшие устройство иконостаса называется тябловым. (слово «Тябло»-«брус» произошло от латинского «табула»-«доска».) Ряды икон помещали на тесаные бревна с пазами — жалобками. Концы бревен закрепляли в углублениях на северной и южной стенах храма. Бревна прикрывали досками, расписанными цветами или орнаментами.
Устройство иконостаса
Иконостас состоит из нескольких ярусов. Их называют рядами или чинами. Количество бывает различным и зависит от местных традиций и величины храма. К рубежу XIV — XVвв. в иконостасах было три ряда.В XVI в. добавился четвертый , в XVII в. — пятый, концу XVII в. увеличилось до семи, но обычным был пятиярусный иконостас. Со временем декоративная убранство иконостасов изменилось. в XVII в. их стали украшать позолоченной деревянной резьбой и даже скульптурами, хотя это не одобрялось церковным каноном как «западная пи мирское».
Ряды Иконостаса
Все ряды иконостаса имеют название и символическое значение первый, нижний ряд, на уровне Царских врат — местный; второй — праздничный; третий, самый важный, центральный , — Деисус; четвертый — пророческий: пятый- праотеческий. Иногда на самом верху помещают страстной ряд с изображением страданий Христа в последнюю неделю перед распятием и Воскресением. Иконостас всегда завершается обрядом Голгофы — горы, где на кресте был распят Спаситель. Перед Голгофой, «горой недосягаемой», склоняются все пришедшие в храм.
Местный ряд иконостаса
Нижний ряд иконостаса называют местным, по скольку там находятся иконы, посвященные особо чтимым в данной местности святым или праздникам. но некоторые из этих икон обязательно встречаются в любом храме. с права от Царских врат расположена икона Спасителя. С лева — Икона Богоматери. Это означает, что Христос и Дева Мария встречают всех во вратах Царства Небесного и ведут к вечной жизни. Образ Богоматери известного ряда — это тип Одигитрии — Путеводительницы. Икона, следующая за образом Спасителя, изображает Святого или праздник, в честь которого назван храм. Такой образ называется храмовым. Даже в незнакомом храме можно определить его название, посмотрев на вторую икону с права от Царских врат. В Троицкой церкви это икона Троицы, в Никольской — образ Николая Угодника, в Успенской — Сцена Успения Богоматери. Подбор других икон местного ряда определялся местными традициями. Среди икон могли быть образы наиболее почитаемых святых или чудотворные иконы. такие образы называют местночтимыми. Почитаемые иконы из местного ряда во время пожаров нападения врагов и прочих бедствий спасали в первую очередь. Благодаря этому сохранились многое иконы XI-XIV вв. Почти все они — местно чтимые. Спасенные их разоренных и сгоревших церквей местные святыни передавали в уцелевшие храмы, где их бережно хранили.
Царские врата
Царские врата в любом храме расположены в центре местного ряда икон. Обычно на створках Царских врат изображалась сцена Благовещения с Девой Марией и архангелом Гавриилом. С доброй вестью о будущем рождение Спасителя для всего человечества начинается возвращение в Царство Небесное. На этих символических вратах Рая традиционно помещают изображение четырех евангелистов- Матфея , Марка, Луки и Иоанна. Склонившись над книгами, они записывают свои повествования о жизни, смерти и Воскресении Христа.
По сторонам от Царских врат расположены меньшие по размеру дьяконские двери. На них, как правило , изображены архангелы ( это напоминание об ангельском служении в церкви) или архидьяконы Стефан и Лаврентий. Они известны тем, что первыми среди учеников Христа стали дьяконами и мужественно приняли мучения, не отказавшись от своего служения.